«Антинатовский» майдан всколыхнул эту маленькую балканскую страну. Почти месяц протестов общественности и власти выплеснулся в откровенно силовое противостояние. И это не может не беспокоить и, одновременно, заставляет испытывать надежду, что требования простых людей должны быть услышаны и воплощены в жизнь.
Признаюсь, мне нравится бывать в Черногории. Не так часто, как хотелось бы (все мы заложники наших непростых, в том числе, и финансовых обстоятельств), и, тем не менее, проникнуться этой поистине прекрасной страной успел по-настоящему. Прелестное, с прозрачной водой, теплое (более полугода, что совершенно неведомо в наших относительно нордических краях) Адриатическое море, величественные гряды гор с головокружительными каньонами, ущельями и перевалами, перемежающиеся поистине пасторального вида долинами – всё это совершенно очаровывает и западает в душу.
Надо думать, такой русский я не один. А русских там, и правда, много: и просто туристов, и тех, кто обзавелся там жильем. Народ черногорский – вполне приветливый и радушный. К русским, в основной своей массе, относится дружелюбно, этому способствует и схожесть наших языков: как-никак, братья славяне. «Добр дан» или просто «здраво» — приветствия, которые и переводить совсем необязательно.
В общем, у простого народа наличествуют явно комплиментарные настроения к русским. Чего не скажешь о так называемой черногорской властной верхушке. Как и большинство элит на постсоциалистическом пространстве, черногорское политическое руководство также является откровенно марионеточным, прозападным. Все их сбережения и капиталы хранятся в западных банках. Дети также учатся и поживают в парижах, лондонах, да нью-йорках. А интерес в своей стране у них исключительно компрадорский — хапнуть побольше, а в самой Черногории, в том числе и простым черногорцам оставить поменьше.
В последний мой приезд в Монтенегро меня просто поразил рекламный щит с изображением тамошнего воротилы. Холеная сытая физиономия (не то депутата, не то магната) призывала к вступлению в НАТО. Насколько это соответствует чаяниям остального народа, очень сомнительно. Знакомый черногорец в качестве комментария только махнул рукой, мол, барыга – он и в Африке барыга. Никакого интереса, кроме своего, они никогда не преследуют.
В результате такое положение дел, сложившееся за девять лет «независимости», довело многих людей до отчаяния: когда социальная политика в стране дышит на ладан, экономика, по сравнению с югославской эпохой, просто разрушена. А горстка наживающихся на остальном народе паразитов указывает, каким путем стране идти и куда вступать. Немудрено, что вопрос о социальном взрыве был лишь вопросом времени. И вот это время настало. В конце концов, народ в этой прекрасной стране действительно достоин лучшей участи.
Прекрасная Черногория, я верю в тебя!