Благодаря вбросам Навального на выборах 18 марта, политический лексикон пополнился новым термином «фейковые нарушения». Именно так описала ситуацию с нарушениями на президентских выборах лидер «Национального общественного мониторинга» Елена Бабченкова. Особенность саботажной кампании заключается в том, что фейковых нарушений было много, а вот настоящий чрезвычайно мало, это подтвердили все наблюдательные миссии, работавшие на выборах президента.

Итак, с легкой руки Алексея Навального впервые в истории российских выборов широкую огласку получили так называемые «фейковые нарушения». Что же это такое – нарушения, которые не было? Как показала практика работы штабов Навального, переориентированных из выборных в наблюдательные, эти нарушения готовились заранее с помощью НКО «Голос».

Движение, которое вот уже более 10 лет приглядывает за выборами в России на деньги американских фондов, организовало для навальнят целую лекцию о том, как создать нарушение на пустом месте, если избиратели проявят гражданскую ответственность. В ход идут любые вероломные выходки, включая вброс подложных бюллетеней на участке и проведение незаконной агитации за популярного кандидата. Для проведения провокаций штабы Навального были наводнены пачками фальшивых бюллетеней и футболками с портретом Путина.

Наравне с перфомансами были подготовлены также информационные вбросы в виде видеороликов, залегендированных в качестве скрытой съемки постановочных нарушений. Именно данные ролики стали объектом разбирательств участковых комиссии по всей стране. Так, например, видео, изображающее вброс бюллетеней в дальневосточном порту Находка, затем использовалось для фабрикации нарушения в Самаре, Томске и Новосибирске.

Наравне с откровенной дезинформацией навальнята зачастую сочиняли на ходу и в зависимости от ситуации на участках давали искаженную трактовку происходящего на видеотрансляции. Например, УИК № 259 в Южно-Сахалинске они обвинили в организации вброса липовых бюллетеней ещё до открытия участка для голосования, ссылаясь лишь на том, что на момент открытия участка в прозрачной урне уже лежали бюллетени. Как объяснили в ЦИК, это только что проголосовали члены комиссии и охрана участка.

В жанре фотожабы также неоднократно подменялись и сами участки, причем навальнят не смущало несовпадение интерьеров. Вот, например, как Навального подловил Мосизбирком на клевете в адрес УИК №323 в Москве. Навальный выдал фото с милиционерами за московский участок, хотя, на самом деле, дело происходит в Ростове-на-Дону. И таких примеров можно привести множество.

После таких разоблачений, продемонстрировавших полную неспособность блогера к серьезной политической борьбе, остается констатировать лишь превращение Навального в «политический труп». Блогер не сумел отработать зарубежные гранты: не смог ни прорваться на выборы, ни саботировать их за счет «забастовки избирателей». И даже в день голосования упустил свой последний шанс провернуть массовые инсценировки нарушений на выборах, провалив даже фейки.