Уже год прошел с того памятного дня 3 апреля 2017 года, когда в питерском метро прогремел взрыв, унесший жизни 14 человек и 1 террориста. Трудно забыть перезвон телефонов в офисах, когда люди пытались узнать, все ли в порядке с их родными и близкими, вечерние пробки, вызванные закрытием метрополитена, предложения в соцсетях и мессенджерах подвезти попутчиков. Невозможно стереть из памяти груды искореженного металла, перепачканного кровью, среди прибывающих на станцию вагонов, наполненные ужасом глаза, глядящие на тебя из-за стекла. Это был теракт. Смертельная опасность, которая пришла в нашу жизнь и убедительно доказала, что от этой опасности не защищен никто.
https://cont.ws/uploads/pic/2018/4/w1056h594fill%5B1%5D%20%2812%29.jpg

В ходе расследования этого ужасного преступления, правоохранительные органы выяснили, что террористическая атака в Санкт-Петербурге готовилась давно. Курировали действия  исполнителей непосредственно из ИГИЛ*, координационные центры находились на Ближнем Востоке, а вербовка, контроль и обучение велись при помощи засекреченных чатов в Telegram. Оставшиеся в живых и задержанные в скором времени участники группы рассказали, что получали обучающие материалы, как нужно убивать, через специальные каналы  в этом мессенджере.

ФСБ, чьим профессиональным долгом является противодействие терроризму, затребовала ключи шифрования от 6 аккаунтов Telegram, подозреваемых в подготовке терактов. Из них 2 были зарегистрированы на номера участников группы, подготовившей взрыв в Северной столице. Ответ от владельца компании Павла Дурова последовал незамедлительно и был отрицательным. За этот отказ исполнять законы о противодействии терроризму и сотрудничать с ФСБ, компания Telegram уже была в судебном порядке оштрафована на 800 тысяч рублей. Апелляцию Дурова отклонили. А 13 апреля Таганским районным судом Москвы было принято решение о немедленной блокировке деятельности компании в России. С 16 апреля мессенджер перестал работать на компьютерах и мобильных устройствах в РФ.
https://cont.ws/uploads/pic/2018/4/telegram%5B1%5D.jpg

Вся суть конфликта состоит в том, что Дуров преподносит свой отказ выдать ключи шифрования, как борьбу за свободу интернета. Однако никто не покушался на свободу слова и конфиденциальность пользователей мессенджера, спецслужбам необходимо было проверить лишь номера, засветившиеся в подготовке терактов. Более того, обеспечение свобод пользователей Telegram важнее, чем обеспечение их безопасности, считает он.

На самом деле, вся эта история с блокировкой – есть одна большая пиар-кампания для проектов Дурова, к которым относится не только акционерное общество, владеющее Telegram, но и блокчейн-платформа, которую он создает, чтобы разрабатывать и продавать собственную криптовалюту. На свои проекты он уже собрал более 850 миллионов долларов, все деньги инвесторов поступили на счета оффшорных компаний, принадлежащих братьям Павлу и Николаю Дуровым, зарегистрированные на Британских Виргинских островах.

Понятно, что в таких условиях Дуров не только приобретает репутацию «борца за свободу» и может рассчитывать на повышенную лояльность западных покупателей своих акций. Но и сам скандал повышает известность мессенджера и его создателя, привлекая новые инвестиции. Причем российские деньги его не интересуют, да и вообще россияне. Он не раз подчеркивал, что компания Telegram не является российской и ничего особенного от россиян не получает. Ну, подумаешь, 15 миллионов пользователей. Это не они ему – это он, Дуров, делает им одолжение, распространяя свой интернет-клиент в России.

Откровенно позерская позиция создателя популярной соцсети ВКонтакте и мессенджера совершенно точно нацелена на получение максимальной дозы хайпа, которую затем можно будет конвертировать в хрустящие купюры и криптовалюту. Доказательством можно считать, например, что к вопросу о блокировке подключился пожиратель скандалов и халявного пиара Алексей Навальный. Назначив на 5 мая митинг «за право быть гражданином своей страны», одним из лозунгов мероприятия он указал требование о свободе использования Telegram. «Мы не давали согласия блокировать Telegram. Это не соответствует национальным интересам в нашем понимании», - готовит будущую резолюцию Навальный. Хотел этого организатор митинга или нет, но данным тезисом он возносит Дурова, как икону сопротивления законным требованиям властей, и продвигает в лидеры оппозиции. Его молодость, харизматичность, прогрессивный взгляд на экономические и политические реалии, а также перспективность в глазах Запада, пожалуй, могут составить серьезную конкуренцию даже самым закаленным оппозиционерам, которых сегодня можно встретить в России. А уж самого Алексея Навального, переставшего представлять из себя хоть какую-то движущую силу, Дуров и вовсе заткнет.

Впрочем, вряд  ли Павел отреагирует на эту «услугу» Навального: Дуров известен своим высокомерным отношением к людям, особенно к россиянам. И в этой связи, Алексей Анатольевич для него – лишь один из толпы. Отношение к своим согражданам, как к быдлу, создатель  ВКонтакте демонстрировал еще, будучи руководителем этой компании. Однажды он решил отметить День города в Санкт-Петербурге, где располагался офис ВК, тем, чтобы пробудить в соотечественниках низменные инстинкты. Из окна своей рабочей резиденции, выходящего на Невский проспект, Павел стал по одному выпускать бумажные самолетики с прикрепленными к ним 5-тысячными купюрами. Прохожие кинулись их ловить, залезать на фонарные столбы и сталкиваться лбами, разбивая в толчее носы. Очевидно, вид крови крайне веселил «шутника» Дурова, поскольку остановился он, лишь отправив вниз не менее 10 ассигнаций.

Годы идут, а наклонности Павлика лишь усугубляются. Вместо того, чтобы дать доступ к переписке подозреваемых в терроризме, он устраивает масштабную рекламную кампанию своему детищу Telegram. И еще отпускает издевательские замечания в сторону властей, утверждая, что чиновники первыми же и пострадают от этой блокировки. И вообще он уже придумал алгоритмы обхода запрета. Очевидно, Дуров рассчитывает, что с  лихвой компенсирует потерю российской аудитории. Что еще раз доказывает, что ни террористическая угроза, ни свобода слова, ни конфиденциальность пользователей его не волнуют – только выгода, которую можно извлечь из хайпа вокруг своего имени и проектов.

*ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ.