Столичный фестиваль «Самоварфест» начал принимать заявки на участие. Для чего нужно заниматься продвижением этнопродуктов, разбиралась «ВМ».

По сути фестиваль, который проводится при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей и Департамента культуры города Москвы, уже стал одним из способов продвижения национального этнопродукта в широкие массы.

Мероприятие стабильно собирает множество москвичей и гостей из регионов. Дегустация национальных блюд, презентация этнотуристических маршрутов и региональных брендов, показ мод и бесчисленные ремесленные и торговые площадки с национальным уклоном знакомят людей не только с культурой разных частей нашей страны, но и с тем, что может составить гордость ее экономики.

Аншлаг подобных мероприятий отражает общемировую тенденцию, связанную с ростом интереса к товарам с «национальным лицом». И государства, ловя тренд, вкладываются в стимулирование этого сектора. Так, например, Индия благодаря госпрограмме вовлечения малых городов в единую концепцию развития экономики традиций, как они это называют, сейчас реализует продукции народно-художественных промыслов (НХП) примерно на 3–4 миллиарда долларов в год. И это не считая «атмосферных» туристических услуг.

Сегодня в этой отрасли трудится порядка 7 миллионов индийцев, 67 тысяч из которых являются экспортерами. Есть и другие примеры быстрого экономического взлета на «исконной» тематике. Один из самых ярких — Сафранболу в Турции, который, будучи обычным городом с обычной историей и невеликим, 25-тысячным, населением, буквально за несколько лет сделал себе имя и теперь привлекает порядка миллиона туристов в год. А всего-то и понадобилось превратить его в город, полностью состоящий из кварталов традиционных ремесленников.

— Таких примеров очень много, — соглашается Лилия Нургатина, замдиректора Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ. — И наша страна с этой точки зрения обладает даже большим потенциалом, потому что Россия — единственное государство, которое сохранило НХП как отрасль промышленности. Сейчас в этой сфере у нас только официально задействованы порядка 300 тысяч человек. Это, конечно, не 7 миллионов, как в Индии, но потенциал огромный! Взять, например, город Семенов, родину нашей золотой хохломы. Внедрение всего двух туристических объектов на базе предприятий НХП удвоило количество туристов, приезжающих в город, и они стали приносить ему порядка 400 миллионов рублей ежемесячно. А таких мест по стране порядка 1500!

Если каждое из этих мест превратить в Мекку для туристов, перспектива вырисовывается неплохая. А если учесть, что этнобизнес — это не только ложки-матрешки, но и производство уникальных продуктов вроде кваса или курта, сбор и переработка дикоросов, рыбо-, зверо- и пчеловодство, этнопарки, этномузеи и этнофестивали, то такое «фольклорное» предпринимательство может стать неплохим драйвером развития большой экономики.

— Мировой опыт показывает, что сейчас именно уникальная продукция с географической индикацией пользуется спросом за пределами государства, — говорит Дмитрий Краснов, руководитель Департамента информационной политики и спецпроектов Минсельхоза РФ. — Из 100 процентов такой продукции на экспорт в развитые страны идет 20 процентов, а из общего объема продукции — только 5–7. То есть интерес к этому сектору огромен. В том числе и у бизнеса. К нашим товарам растет интерес, потому что Россия многими воспринимается как огромная и непознанная страна, но производящая экологически чистые и уникальные продукты.

По мнению Краснова, стимулирование этих производств должно стать одним из ключевых направлений экономики:

— Сейчас наша экспортная продукция обходится нам примерно в 300 долларов за тонну, а импортировать мы продолжаем по 1400–1500 долларов за тонну. То есть мы активно помогаем производителям в других странах. А должны помогать нашим!

Есть и еще один важный аспект. В странах, где делается упор на производство уникальных национальных товаров, например, Италии и Франции, наметилась тенденция к возвращению населения на сельские территории.

Люди понимают выгоду. Товары с географической индикацией стоят в разы дороже обычных, причем деньги получает непосредственно производитель. Это действительно очень интересная для бизнеса история. И ее надо развивать, если мы хотим заложить серьезные основы сельхозпроизводства. Ну а ключевая задача здесь — кооперация малых и средних предпринимателей, которые будут работать в том числе и на внешние рынки. Посмотрите на крупнейшие бренды с географической индикацией. Например, на финский «Валио» или чилийский «Фронтера» — это гигантские производства, но они состоят из большого числа мелких производителей, которые включены в единый процесс.

Нам до такого пока далеко. И вроде бы нельзя сказать, что тема в верхах заброшена. Наоборот, есть план мероприятий по сохранению и возрождению НХП, есть стратегия развития, существуют госсубсидии, гранты, другие меры… Но, как говорят сами участники рынка, несмотря на всю эту большую работу, единая система поддержки этнопредпринимателей пока не сложилась.

Каждое ведомство занимается темой в силу своего профиля, а консолидирующей структуры нет. Вот и нынешний, 2019-й, вроде как собирались объявить годом народно-художественных промыслов и ремесел, но стал он годом театра. Надежда на 2020-й.

Cвой этнопроект развивает и «Вечерняя Москва». Это «Ассамблея народных ремесел» — смотр творчества народных умельцев со всей страны. Для многих из них участие в конкурсе послужило стимулом к тому, чтобы превратить увлекательное хобби в бизнес.   

По данным Минпромторга, в Центральном федеральном округе Московский регион занимает первое место по количеству производителей НХП (22 компании). В России нас обгоняют лишь Челябинская (27) и Нижегородская (25) области. В целом по стране 85,4 процента прибыли НХП приносит оптовая торговля, 13 — розница, 1 — госзакупки, 0,6 — экспорт.