Беглый олигарх Ходорковский некогда был предметом «изучения» зарубежных кинематографистов. Образом «отца русской демократии» один из режиссеров заинтересовался еще в далеком 2003 году, когда уголовный преступник был в зените могущества и славы. Тогда на Берлинале была показана картина о нем, не вызвавшая, впрочем, бурю восторгов ни у зрителей, ни у критиков.
Много воды утекло с тех пор.
И вот в городе, который в прямом смысле стоит на воде, – Венеции – собирается традиционный кинофестиваль. На него прибывает и Ходорковский, но не для того, чтобы прикоснуться к мировым киношедеврам. Это повод лишний раз напомнить о себе, уходящем в тираж.
Стареющем субъекте, у которого все в прошлом – беспрецедентный по масштабам и наглости грабеж богатейшей страны и ее народа, выстраивание на крови и насилии своей бизнес-империи, подменявшей государство, физическое устранение конкурентов...
А еще Ходорковский приехал, чтобы посмотреть о себе любимом очередной фильм. Это документалистика от Алекса Гибни – между прочем серьезного творца в этом жанре, обладателя оскаровских статуэток. Снятая им кинокартина получила название «Гражданин Х». Это, как выяснилось, давний проект – грант на него был выделен несколько лет тому назад. Долго искали режиссера. Тема была никому не интересна.
Но вот долгожданный показ на 76-м Венецианском кинофестивале. Ходорковскому, как самому «почетному» гостю… выделили место… на галерке.
Как водится, документалист начал с истоков: в какой семье родился будущий криминальный бизнесмен, кто родители и т.п.
Много рассказывается о «святых» девяностых, президенте Ельцине, Березовском и прочих подельниках Ходорковского из тех «веселых» времен. Однако акцент делается на отсидке олигарха – этап в Сибирь, лагерь, встреча с родителями после выхода на свободу.
Но, видимо, не зря Гибни считается мастером своего дела. Может быть и сам того не подозревая, он снял фильм о том, как после очищения от ходорковщины Россия начала модернизироваться, строить настоящее государство, где во главе угла стоит закон и порядок, а не понятия бандитского капитализма.
Между Россией Ходорковского и Россией Путина пролегла пропасть, хотя по историческим меркам пролетел миг. Кинолента, можно сказать, построена на контрасте. Показано, что люди не хотят возврата к прошлому, они выбирают стабильность.