Совсем недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заключил с главой Правительства Национального Согласия Ливии Фаизом Сараджем договор о «Безопасном и военном сотрудничестве» и об «Ограничении юрисдикции на море».  Добрый ли это знак?

Каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с географией и историей, прекрасно понимает: восточное Средиземноморье – опасная территория. Здесь борьба за доказанные и прогнозируемые запасы природного газа и нефти ведется не на жизнь, а на смерть. Так, о своих правах на законную добычу ископаемых заявляют Турция и турко-киприоты, члены ЕС Греции и Кипра, а также ряд других государств. Но несмотря на это, лицензии на бурение получили только несколько компаний: итальянская Eni, французская Total, американские Noble Energy и ExxonMobil и пара-тройка других. И все они оказались в самом эпицентре серьезного конфликта.

В настоящий момент позицию «сильного» заняла Анкара. Она регулярно напоминает политическим конкурентам, что они не должны лезть не на свою территорию. Так, например, грекам-киприотам указали на то, что без подписания соглашения о справедливом разделении доходов с турецкими коллегами, этот народ не будет добывать углеводороды. Скажем более: Турция претендует и на те богатства, что располагаются в спорных водах, объясняя это тем, что континентальный шельф подконтролен ей.
http://sd.uploads.ru/R16id.png

Согласитесь, немаленькие «аппетиты»?
И в дополнение ко всем своим официальным обращениям к другим государствам, Анкара уже принялась за строительство крупных военно-морских баз неподалеку от нефтяных месторождений и патрулированию воздушного пространства над турецкими буровыми судами. Ну так, на всякий случай. Вдруг кто решит помешать процессу добычи.

Какую роль в этом деле играет сама Ливия, которая и так терпит убытки от бесконечных войн? Скажем прямо: эта страна находится «вне игры». Естественно, ввиду нестабильного положения. Однако и тут турки решили не упускать возможность, а «подружиться» с нелегитимным правительством ради реализации собственных политических амбиций. Эрдоган заключил сделку с Сараджем: первый поставляет в горячие точки вооружение и боевиков, а второй в обмен на это не имеет претензий к притязаниям Турции на газовые месторождения региона.

Что ж, к сожалению, исходя из вышесказанного, констатировать можно только одно: в сложившейся ситуации главный провокатор – Турция, чьи действия могут привести к настоящему военному конфликту не только в и без того захиревшем регионе, но и во всем Средиземноморье.
Как отметил Эммануэль Карагианнис из Королевского колледжа Лондона: «Использование запасов газа может сильно изменить политический и экономический климат в регионе. В то же время это может обострить споры о границах, длящиеся десятилетия, и создать новые конфликты».